Оценка влияния морского порта на экономический рост региона: методы и проблемы

Е.А. Заостровских

Аннотация


В настоящей статье проводится анализ основных условий функционирования морского порта как элемента транспортной инфраструктуры. Исследуется диалектика взаимосвязи инфраструктуры, транспорта и морского порта и аргументируются их сопоставимости и противоположности. В этом ключе определены основные проблемы оценки влияния морских портов на экономику региона. Делается вывод, что методологическая незавершенность старых споров о функциональном назначении инфраструктуры привела к сложности в представлениях о развитии морских портов в современных условиях.

Ключевые слова


инфраструктура; транспорт; морской порт; методы оценок

Полный текст:

PDF

Литература


Бугроменко В.Н. Синергетический подход к обоснованию уровня финансирования транспортной инфраструктуры. URL: http://oooliderclimat.ru/sinerget.htm (дата обращения: 10.05.2017).

Бугроменко В.Н. Современная география транспорта и транспортная доступность // Известия РАН. Серия географическая. 2010. № 4. С. 7–28.

Бугроменко В.Н. Что стоит за сменой парадигм? // Транспорт России. 2009. № 46. С. 5–18.

Винников В.В. Экономика морского транспорта (экономика морских перевозок): учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Одесса: Феникс, 2011. 944 с.

Вудберн А. Связи между морскими портами и внутренними регионами. Европейская Экономическая комиссия ООН. 2010. URL: http://www.unece.org:8080/fileadmin/DAM/trans/doc/.../ECE-TRANS-210r.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

Заостровских Е.А. Комплексные транспортные исследования в России // Экономика Востока России. 2017. № 1 (7). С. 92–101.

Заостровских Е.А. Методы измерения эффективности работы транспортных связей морских портов с внутренними регионами // Региональные проблемы. 2016. Т. 19, № 2. С. 60–65.

Заостровских Е.А. Развитие морского транспорта России и Дальнего Востока в контексте мировых тенденций в 2015 г. // Региональные проблемы. 2016. Т. 19, № 4. С. 90–100.

Заостровских Е.А. Теоретические подходы к оценке влияния транспорта на экономический рост региона // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. № 2. С. 16–24.

Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / пер. с англ. В.М. Гохмана, Ю.Г. Липеца, С.Н. Тагера. М.: Прогресс, 1966. 660 с.

Колесов Л.И. Межотраслевые проблемы развития транспортной системы Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. Р.И. Шнипер. Новосибирск: Наука, 1982. 224 с.

Краснопольский Б.Х. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера. М.: Наука. 1980. 145 с.

Кузнецов А.Л., Галин А.В. Генезис моделей развития портов в современной транспортной науке // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2015. № 2. С. 141–153.

Минакир П.А. Мнимые и реальные диспропорции экономического пространства // Пространственная экономика. 2008. № 4. С. 5–18.

Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. 2010. № 2. C. 6–32.

Нудельман Р.И. Проблемы планирования воспроизводства основных фондов транспорта / Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта / под ред. Л.В. Канторовича, В.Н. Лившица. М.: Наука, 1982. С. 129–168.

Трейвиш А.И. Основные теоретические достижения российской социально-экономической географии за последнее двадцатилетие: есть ли они и в чем состоят // Теория социально-экономической географии: спектр современных взглядов / ред. и сост. А.Г. Дружинин, В.Е. Шувалов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. С. 21–22.

Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. М.: Академия, 2003. 240 с.

Филина В.Н. Эффективность работы транспорта c позиций рынка и стратегических интересов России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 30–42.

Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3. С. 65–78.

Brooksa M., Puckettb S., Hensherband D. Sammons Understanding mode choice decisions: A study of Australian freight shippers // Maritime Economics & Logistics. 2012. P. 274–299.

Cullinane K., Bergqvist R., Wilmsmeier G. The dry port concept – Theory and practice // Maritime Economics & Logistics. 2012. P. 1–13.

Ducruet C. Port regions and globalization. Ashgate. Ports in Proximity: Competition and Coordination among Adjacent Seaports. Ashgate, 2009. P. 41–53. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00458071 (дата обращения: 10.04.2017).

Fremont A. Global maritime networks: The case of Maersk // Journal of Transport Geography. 2007. N 6. P. 431–442.

Haezendock E., Pison G., Rousseeuw P., Struyf A., Verbeke A. The core competences of the Antwerp seaport: an analysis of «port specific» advantages // International Journal of Transport Economics. 2001. N 28. P. 325–349.

Johansson B. Transport infrastructure Inside and Across Urban Regions: Models and Assessment Methods // International Transport Forum. 2007. P. 1–35.

Land access to sea ports. Report of the hundred and thirteenth round table on transport economics. Economic research centre. 1998.

Notteboom T., Rodrigue J.-P. The future of containerization: perspectives from maritime and inland freight distribution // GeoJournal. 2009. Vol. 74, N 1. P. 7–22.

Notteboom T., Rodrigue J.-P. The Geography of Containerization: Half a Century of Revolution, Adaptation and Diffusion // GeoJournal. 2008. Vol. 74. №1. P. 1–5.

Wei Yim YAP, Jasmine Siu Lee LAM. Container Port Competition and Complementarity in Supply Chain Systems: Evidence from Pearl River Delta // Maritime Economics and Logistics. Vol. 13(2). P. 102–120. Indexing: SSCI.


Ссылки

  • Ссылки не определены.